«ЭТО ВСЕ», ИВАН ВЫРЫПАЕВ
Послушай меня, это все.
Если дверь заперта, то ты можешь стоять у окна и смотреть.
Жить и смотреть. Это все.
Куда летят эти птицы?
Неужели они, правда, летят на какой-то там загадочный «юг»?
Неужели есть Запад, есть Восток, есть Север и какой-то там «Юг»?
Стой у окна и смотри. Это все.
Куда ты спешишь, когда выходишь из дома? Наверное, навстречу любви? Но твоя любовь должна умереть, чтобы тебя испытать.
Попробуй вначале узнать, что это значит жить совсем без любви, - жить совсем без любви, чтобы понять, как говорить на твоем языке.
Остановись и молчи.
Знай, просто знай, что твой язык мертв.
Стой, просто стой на своем месте и жди.
Жди пока все умрет.
Пускай все умрет.
Пускай умрут все слова, пускай умрет дождь за окном, пускай умрет то, ради чего ты живешь.
Просто стой на своем месте и жди.
Жди пока в тебе не останется слов, жди пока в тебе не останется слез, стой, жди и молчи.
Куда ты летишь?
Ты падаешь вниз.
Просто знай, что сейчас ты падаешь вниз.
Твоя мать больше не любит тебя, потому что она умерла.
Твой отец больше не дает тебе силы жить, потому что его самого больше нет.
Твоя любовь больше не дает тебе ничего, потому что никакой любви больше нет.
В тишине ты падаешь вниз и молчишь.
Ты летишь.
Ты летишь в темноте.
Ты падаешь вниз.
Ты видишь пожар.
Ты видишь как горит этот мир.
И теперь он горит для тебя.
Стой, смотри на огонь, плачь и люби.
Куда ты бежишь?
Твоя лодка там на самом верху, у самого истока реки, ты еще совсем, ты еще совсем не знаешь о ней.
Но она уже там.
Но она уже плывет по воде, хотя ты еще не знаешь о ней.
Смотри как безумие взрослых убивает детей, твоя лодка уже на воде, стой, плачь и смотри.
Тебе не дают говорить.
Тебе не позволено быть тем, кто ты есть.
Тебя подожгли, побили камнями и сбросили вниз.
Сейчас ты летишь.
Нет ни любви, ни надежды, ни слов.
Сейчас ты молчишь.
Сейчас ты не знаешь куда деваются сны.
Потому что ты спишь.
Сейчас ты спишь и летишь.
Сейчас ты падаешь вниз, это сон.
Спи, падай вниз, плачь и люби.
Как мне любить?
Как мне любить когда любви нет?
Нужно просто молчать.
Ты слишком многого требуешь, ты слишком громко кричишь, ты слишком шумишь.
Сейчас тебе нужно молчать.
Остановись, падай вниз и молчи.
Тогда ты узнаешь любовь.
Любовь всегда за пределами сна.
Во сне только сон, во сне нет любви.
Стой, падай вниз, проснись, плачь и молчи.
Это все.
Куда плывет эта лодка, без человека, без весел, без определенного смысла, совершенно одна?
Уносимая течением реки эта лодка плывет за тобой.
Стой на своем месте и жди.
Послушай меня.
Верить и Знать — это и есть вся наша жизнь.
Это все.
«ПРОХОЖИЙ», МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Идёшь на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков нарвав букет —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
«СУМЕРКИ», ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ
Снег навалил. Всё затихает, глохнет.
Пустынный тянется вдоль переулка дом.
Вот человек идет. Пырнуть его ножом —
К забору прислонится и не охнет.
Потом опустится и ляжет вниз лицом.
И ветерка дыханье снеговое,
И вечера чуть уловимый дым —
Предвестники прекрасного покоя —
Свободно так закружатся над ним.
А люди черными сбегутся муравьями
Из улиц, со дворов, и станут между нами.
И будут спрашивать, за что и как убил, —
И не поймет никто, как я его любил.
«МАСЛО ЛЬНА», АНУАР ДУЙСЕНБИНОВ
Пятница прекрасна когда ночь напрасна и скучна
Когда в небе светит белая пятнистая Луна
И притихший квартал простирается вниз без дна
Без границы видимой и невидимой из окна
Провожаю что-то достаю расчёску и масло льна
Всё-то было уже рассказать не пересказать
А как будто заново обретаешься в тишине
В этом улье молчаний в танце на черепах
Где-то на обездвиженных берегах
Долгих повторений
Всех притворств на свете оказывается сильней
Свежесть воздуха ощущаемая ноздрёй
Хрупкость солнечного цветка на границе имени
И всего остального
Мне прощают нудную апологию неприема
Я сквозь смех смотрю на медленный тверк под джаз
В темном кратере гибельного желания просыпается светвода
Ветвится проникает в кожу беспокойного мертвеца
Учит не суетиться
ОТРЫВОК ИЗ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ», ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
«Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой Зодчий вдохновлён:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья»
ОТРЫВОК ИЗ «В БОЛЬНИЦЕ», БОРИС ПАСТЕРНАК
«О господи, как совершенны
Дела твои,— думал больной,—
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
«УСЛОВНЫЙ СВИСТ», ЭУДЖЕНИО МОНТАЛЕ
Мы придумали для потустороннего мира
условный свист, чтоб не разминуться.
Я пробую воспроизвести его в надежде,
что все мы умерли, не подозревая об этом.
«КОНЕЧНЫЙ ПУТЬ», ХУАН РАМОН ХИМЕНЕС
...И я уйду. А птица будет петь,
как пела,
и будет сад, и дерево в саду,
и мой колодец белый.
На склоне дня, прозрачен и спокоен,
замрёт закат, и вспомнят про меня
колокола окрестных колоколен.
С годами будет улица иной;
кого любил я, тех уже не станет,
и в сад мой за белёною стеной,
тоскуя, только тень моя заглянет...
И я уйду; один - без никого,
без вечеров, без утренней капели
и белого колодца моего...
А птицы будут петь и петь, как пели.